В рамках «правительственного часа» с участием министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, прошедшего в Госдуме в среду, 13 мая, были подведены итоги реализации вступивших 1 сентября 2014 года норм федерального закона об обязательном лицензировании управляющих компаний (УК).
Согласно принятым изменениям в Жилищный кодекс РФ, с 1 мая 2015 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами разрешается только при наличии соответствующей лицензии, выданной государственной жилищной инспекцией.
По данным Минстроя России, около 1,5 тысяч УК не смогли доказать профпригодность. При этом лицензии получили 11 тысяч управляющих компаний, что составляет 87% от числа всех заявителей. Жильцам многоквартирных домов, чьи УК остались без разрешения на дальнейшую деятельность, рекомендуется как можно быстрее провести общее собрание, на котором выбрать новую лицензированную управляющую организацию. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководителя партийного проекта «Школы грамотного потребителя» Александра Сидякина, закон о лицензировании, безусловно, наводит порядок в ЖКХ, а первоочередная задача в настоящее время – научить граждан пользоваться теми рычагами влияния, которые предоставляет им закон.
«Управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора, и неполучение лицензии до 1 мая не повод не выполнять свои договорные обязательства. Обслуживание и оказание жилищно-коммунальных услуг должно продолжаться в полном объеме, до момента заключения договора с новой УК. В случае, если управляющие компании перестанут работать, но при этом продолжат собирать денежные средства, необходимо обращаться в правоохранительные органы и по выявленным фактам будут возбуждаться уголовные дела», — говорит Сидякин.
Согласно действующему законодательству, если управляющая компания не получила лицензию, то возможно два варианта действий. Первый – обратиться в жилинспекцию с тем, чтобы оперативно передать дом в управление муниципалитету до момента проведения открытого конкурса по отбору новой компании. Второй вариант – органы МСУ сами назначают временную УК до момента проведения общего собрания жильцов или открытого конкурса на право управления многоквартирным домом.
Сидякин подчеркивает, что за тот период, который был отведен на проведение лицензирования УК, «Школой грамотного потребителя» не было выявлено ни одного серьезного нарушения органами власти субъектов Российской Федерации процедуры формирования лицензированных комиссий и проведения квалификационного экзамена управляющих компаний. По его мнению, это свидетельствует о достижении поставленных задач по наведению порядка на рынке управляющих компаний.
«Сегодня мы слышим слова критики в адрес Минстроя по итогам лицензионной кампании. Как правило, претензии носят тенденциозный характер и не имеют под собой серьезных оснований. Возможно, это делается с целью вернуться к попыткам ввести саморегулирование в отрасль ЖКХ. Напомню, что после долгих дискуссий на тему злоупотреблений и недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющими организациями, на уровне первых лиц государства было принято решение о введении лицензирования в ЖКХ. Это решение исполнено, практика применения закона покажет о дальнейших перспективах реформирования ЖКХ» — заключил Сидякин.