Эксперты, преподаватели и школьники 23 апреля поддержали предложение координатора Патриотической платформы «Единой России», депутата Госдумы Ирины Яровой о создании единого образовательного пространства.
Данную инициативу она озвучила на заседании платформы на тему «Перезагрузка системы образования – обязанность государства и задача «золотого» стандарта обучения детей». Открывая заседание, Яровая подчеркнула, что государство должно гарантировать единство образовательного пространства. «К сожалению, сегодня единства образовательного пространства нет. Если вы переходите в другую школу, то вам нужен новый набор учебников», — констатировала она.
Пугает то, подчеркнула парламентарий, что Минобрнауки перешло на аутсорсинг. «Все нормативные акты и научно-методические пособия, рекомендации разрабатываются по госконтракту различными НКО и ООО, в то время, когда у нас есть Российская академия образования, известные ученые, способные создать фундаментальные основы и образовательных стандартов, и программ обучения», — заметила депутат. В связи с этим Яровая предложила ввести в законодательство понятия «учебник», «базовые учебники», «общая линейка базовых учебников», «учебные пособия», «ФГОС для школы». «Мы также считаем, что ФГОС должен разрабатываться Российской академией образования, а утверждаться – Минобрнауки РФ, — подчеркнула она. – Кроме того, мы предлагаем исключить использование примерных образовательных программ».
Также, по словам координатора Патриотической платформы, предлагается ввести базовое содержание программ учебных предметов, как неотъемлемая часть ФГОС для школ. «А школа уже будет разрабатывать образовательные программы на основе базового содержания ФГОСов для школ», — отметила Яровая. Она подчеркнула, что система подзаконных актов создана для того, чтобы всех запутать. «Проект образовательных стандартов, который состоит из 600 страниц, не имеет никакого содержания. Никто в содержании образования сегодня не заинтересован. Система аттестации школьников не отвечает вопрос, изучили ли дети в достаточной степени русский язык или нет. Детей тестируют на знание истории по методике, по которой тестируют мигрантов. Для граждан России это оскорбительно», — сказала депутат.
По ее словам, образовательные стандарты сегодня не имеют содержания и данную ситуацию необходимо изменять. «В России около 52 тысяч школ и в каждой используются различные образовательные программы. Почему дети живут в одной стране и учатся по разным программам? Зачем их разделяют? Сегодня отпала необходимость в общем образовании? Директора школ должны искать выход из ситуации», — отметил парламентарий.
«Систему образования нужно выводить из-под подзаконного нормативно-правового регулирования, — уверена депутат. — Здесь все должно быть прозрачно. Та система многолетнего «взаимодействия», которая сложилась в разработке всех программ на коммерческой основе, ее нужно просто убить на корню».
«Нам достаточно часто приходится встречаться с нашими коллегами на Украине. И то, что сегодня там убивают за желание говорить по-русски, уже не является виртуальностью, является реальностью. Сегодня, к сожалению, через систему образования предлагается сформировать незнание русского языка в стране», — подчеркнула Яровая. Она считает, что «федеральные образовательные стандарты должны стать ядром, концепцией, базой, на основании которой должны разрабатываться программы и учебники».
Член Высшего совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов сообщил, что профильный комитет будет больше уделять внимания содержанию образования. «При комитете создается два экспертных совета. Один совет по гуманитарному образованию – его возглавлю я. Второй – по естественно-научному образованию», — сообщил он.
По его мнению, России объявлена война, которая ведется, в том числе с помощью попыток разрушения системы образования. «Это не шутки, не игрушки. Но при поддержке нашего президента мы сможем вернуть нашу систему образования на прежние рельсы. Ведь раньше наше образование считалось лучшим в мире», — отметил Никонов.
Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института международных отношений МИД России, член Академии геополитических проблем Ольга Четверикова подчеркнула, что бороться с попытками разрушить российское образование можно только, построив «систему возрождения» образования. «Образование – это инструмент изменения общества, — сказала Четверикова. — Поэтому, Запад в 90-е годы вторгся в гуманитарное образование. Сначала Сорос ударил по общеобразовательной школе, введя туда нравственные и мировоззренческие ценности. Когда фактически была разорена общеобразовательная школа, они начали демонтаж всей системы образования». Если в общеобразовательной школе удар наносится путем размывания ценностей, заметила доцент, то в высшей школе – «это, прежде всего, коммерциализация». «Высшая школа сейчас фактически переходит под контроль частного бизнеса», — считает она.
«Поэтому, бороться с сегодняшним положением вещей можно только «стратегией возрождения образования», — уверена Четверикова.
Главный научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького РАН, заслуженный деятель науки России Всеволод Троицкий заявил, что «все происходящее сегодня с российской образовательной системой является хорошо продуманной диверсией». «Это продуманное и успешное разрушение нашей системы образования, которое проводится под руководством высококвалифицированных разрушителей», — сказал он.
«Мы должны сегодня подумать над восстановлением системы образования в России. Не надо выяснять, кто виноват и кто разрушил методическую школу. Необходимо действовать. Обучения не должно заменяться дрессировкой, а знание — компетенцией и стремлением к истине», — отметил Троицкий.
Журналист, телеведущий Константин Семин поддержал позицию Троицкого, отметив, что ему сейчас страшно за российское образование. «Сын принес образец задания из школы. Я так и не понял, зачем оно нужно и какие навыки позволило бы школьнику развить. Мы с женой пробовали решить задачу, но не смогли, несмотря на то, что к ней были уже готовы варианты ответа и оставалось лишь из них выбрать», — сказал он.
«Я не хочу давать никаких аргументов о понижении уровня образования, но общий уровень озабоченности в обществе я могу передать. Ситуация в образовании сегодня не менее острая, чем кровоточащая рана на Украине», — заключил он.
Масштаб проблемы становится больше, если вспомнить, что сфера образования для нации является системообразующей, отметил историк, автор книг и статей по российской истории Евгений Спицын. Он подчеркнул, что «системообразующий институт нации должен не только учить, но и делать детей гражданами страны». «Единство образовательного пространства подразумевает стартовое равенство условий для ребенка на образование. Но ребенок переходит в другую школу – и получает двойки, так как у него спрашивают темы, которые он не проходил», — заключил Спицын.
Заслуженный учитель РФ, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Рукшин вступился за Российскую академию наук (РАН), которая не снимает ответственности за происходящее в образовании. По его мнению, РАН долгие годы не отвечала на вызовы, которые ставила национальная система образования. Но сегодня там другие люди и спрашивать с них надо за то, что сегодня им поручат.
«Самую главную фундаментальную ошибку мы сделали, когда признали образование сферой услуг, — отметил Рукшин. – А это системообразующий институт нации».
Кроме того, он считает, что большую ошибку делает Минобрнауки РФ, не привлекая профессионалов к обсуждению программ. Рукшин привел следующий пример. «Изучение иерархических структур как линейных, так и циклических, а также престарелых в виде графов, изучаемых и востребованных в химии, биологии, общественных науках, вычислительные алгоритмы, включая циклические без операторов присваивания», — процитировал он. Это оказалась преамбула к программе академика Семенова, «которая говорит, что должен знать ребенок по математике на выходе из начальной школы».
«На эту программу было потрачено 40 млн. рублей и году. Это очень большие деньги. Мы инициативно написали программу по математике, и на это ушло ровно 2 недели», — заметил Рукшин.
Пока в закон об образовании не будут внесены изменения, особых подвижек в этом вопросе ждать не приходится, заявил главный ученый секретарь Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко. «Пока в закон об образовании не будут внесены изменения, не изменится само правовое поле, особых подвижек в этом вопросе ждать не приходится, — сказал представитель РАН. – Министерство сегодня действует в рамках того закона, который имеем».
«Сегодня Ирина Яровая фактически предложила тектоническую перестройку системы образования в рамках легкой наглядной презентации», — заметил Зинченко. При этом он отметил консолидацию мнений по этому вопросу. «Сегодня мы буксуем по поводу целей и смысла образования, для чего происходит этот процесс. С одной стороны есть определенные декларации, но цели не видны никому – ни верховной власти, ни конкретному учителю и ученику».
Ученики московских школ – учащиеся 11 классов – поддержали предложение о введении единой базовой линейки учебников. Так, ученица ГБОУ «Гимназия № 1504» Виктория Кутузова считает, что из-за разных учебников учителя предъявляют разные требования к знаниям учеников. «В одной группе от учащихся они требуют одно, в другой группе – другое. Нам тяжело адаптироваться и приходится подстраиваться. В итоге, одна школа, группа опережает другую», – рассказала она.
Отвечая на вопрос, сами ли они выбирают учебники, она пояснила, что только при переходе в 11-й класс «по профилю – для углубленного изучения». «Например, учебники по математике разные для лингвистических, химико-биологических групп и для социально-математических», — сказала Виктория. В целом же, считает она, как таковой вариативности учебников в школе нет, так как они учились по предлагаемым им учителями учебникам