Проектировать школы нужно с учетом потребностей детей-инвалидов, считает руководитель партпроекта «Единая страна — доступная среда», зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.
Этот аспект станет одной из составляющих комплексного партийного контроля, который распространится на каждый проект новой школы, заявленный на участие в правительственной программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». Об этом Терентьев заявил в ходе селекторного совещания с региональными представителями 23 ноября.
Программа создания новых мест в общеобразовательных организациях России была анонсирована председателем «Единой России», премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в ходе селекторного совещания 10 ноября. Финансирование программы откроется уже в 2016 году. Как подчеркнул премьер-министр, это произойдет «несмотря на экономические трудности». Программа будет рассчитана до 2025 года.
«Единая Россия» берет на себя контроль реализации программы, заметил Терентьев. В частности, Партия будет отслеживать, чтобы новые школы в полной мере учли комплексный подход по доступности среды для учеников с ограниченными возможностями здоровья. В том числе средства будут направлены «на переоборудование и адаптацию уже построенных школ», уточнил депутат.
Чтобы понять степень доступности школ для детей-инвалидов, партийный проект «Единая страна — доступная среда» провел специальный мониторинг. Как пояснил руководитель партпроекта, целью мониторинга было выявить наличия специальных условий для особенных учеников. Выводы, сделанные по итогам мониторинга, послужат для дальнейшего развития доступной среды в общеобразовательных учреждениях России. Необходимость мониторинга, по словам Терентьева, была обусловлена тем, что обучение людей с инвалидностью – это непростой образовательный процесс, который требует тщательной проработки всех его этапов. «Мы стремимся реализовать принципы инклюзивного образования, но чтобы их достичь, надо очень много работать», — подчеркнул он.
В ходе селекторного совещания Терентьев рассказал о нарушениях, выявленных в региональных школах при оборудовании доступной среды. Своеобразная презентация была призвана послужить уроком для представителей регионов, чтобы наглядно можно было увидеть чужие ошибки и избежать их на своей территории в будущем. Одним из самых частых нарушений стали неправильно установленные пандусы и тактильная плитка для слабовидящих. Также было выявлено, что в 58 процентах школ, участвовавших в мониторинге, есть проблемы со стоянкой, либо стоянка отсутствует вовсе. Лифты есть только в одном проценте обследованных школ, следовательно, в остальных дети с проблемами опорно-двигательного аппарата не могут передвигаться по этажам. Кроме того, не все двери оснащены доводчиками. В тоже время, Терентьев подчеркнул, что пандусы имеются в 61 проценте школ, о чем «какое-то время назад нельзя было даже мечтать».
Парламентарий отметил, что по результатам мониторинга наметилась тенденция чрезмерной внимательности школ к недостаткам, в ущерб продуктивному конструированию доступной среды. «Наблюдается стремление сделать доступными большее количество школ, не уделяя должного внимания качеству работ», — отметил он. Терентьев также подчеркнул, что в будущем при проектировании доступной среды проектировщикам нужно определиться, преследовать частичную доступность или полную, «чтобы все ребята могли учиться».
«Что делать с действующими школами? Мне кажется, по итогам мониторинга можно сделать такой вывод: при формировании градостроительной концепции полностью доступных школ необходимо консультироваться с общественными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, привлекать специалистов к адаптации школ. Комплексный подход требуется для создания и адаптации школ, и, мне кажется, важно на стадии проектирования и строительства думать о том, чтобы и типовой проект был доступен для людей с инвалидностью», — отметил депутат.