Поправки в закон о торговой деятельности должны быть приняты в самое ближайшее время.
Такое мнение высказали депутаты Госдумы, представители отраслевых союзов производителей продуктов питания, а также Минпромторга в ходе заседания патриотической платформы партии «Единая Россия» по теме «Регулирование торговой деятельности как элемент стратегии безопасности России», которое прошло в Госдуме 15 июня.
В рамках дискуссии предлагалось обсудить предложения по изменению и дополнению принятого Государственной Думой РФ в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». Принятие данного документа позволит за счет внутренних ресурсов поддержать развитие национального агропромышленного комплекса и отечественных производителей».
По словам одного из авторов законопроекта, руководителя проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия», первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, ко второму чтению предложено уточнить, что при расчетах с производителями и поставщиками будут учитываться не рабочие, а календарные дни со дня фактической поставки товара. Кроме того, поставщики наделяются правом изменения цен в 15 календарных дней. В целом, подчеркнул сенатор, долю крупных торговых сетей на рынке необходимо сокращать с 25% до 15%.
Кроме того, по сведениям Лисовского, сетевой ритейл весной 2015 года на фоне высокой продовольственной инфляции замораживал цены только на малозначимые продукты.
«Практически были заморожены цены на малозначимые продукты, которые никакого отношения с социально значимыми продуктами не имели. В «Магните» в списке замороженных товаров оказалась водка «Праздничная». В «Карусели» пельмени за 240 рублей. Также любят замораживать цены на конфеты», — сказал сенатор, добавив, что подобные действия недопустимы. Итоги проверки показали, что кампания по заморозке цен «ничего общего с реальным желанием помочь населению не имеет», резюмировал Лисовский.
Зампред комитета ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский заявил, что добиться стопроцентного одобрения поправок со стороны отраслевых союзов и ритейла было бы наивно. Но общая позиция должна быть сбалансирована.
«Главный камень преткновения – вопрос о 3%, — заметил парламентарий, отметив, что переходный период в 1 год является избыточной мерой. Что касается такой новации как дисквалификация, то, как считает депутат, нужно посмотреть, насколько целесообразна эта норма.
«Саморегулирование в сфере торговли – вопрос очень важный. Однако, введение саморегулирования не должно подменять законодательного регулирования», — отметил Звагельской. Он твердо уверен, что после принятия обсуждаемых поправок, цены на продукты питания не пойдут вверх.
«Цены составят конкуренцию внутри сетевого бизнеса, не пойдут вверх», — сказал он. При этом Звагельский отметил, что опасения ритейла по поводу введения законодательного ограничения торговой наценки, не обоснованы.
Со своей стороны президент Мясного союза России Мушег Мамиконян высказал опасение, что торговые сети все равно будут искать пути компенсировать потери. «Поэтому, мы должны выслушать сети, чтобы это не легло бременем на поставщиков и покупателя», — заявил он.
Мамиконян также отметил, что сроки оплаты должны быть гармонизированы с фактическим оборотом товара. «Сроки должны снижаться. Нужно формировать свои планы исходя из своих финансовых возможностей», — пояснил он.
«Финансовая поддержка государством поставщиков продуктов питания должна оставаться в агросекторе, а не кредитовать сети», — заключил президент мясного союза.
Президент Российского союза пекарей Валерий Чешинский считает, что название заседания «Регулирование торговой деятельности как элемент стратегии безопасности России» полностью созвучно с указом президента №560 от 6 августа 2014 года.
«Мы практически в течение года находимся в так называемом санкционном режиме. Сегодня он еще на год продлен. Это говорит о том, что не только на сельское хозяйство – основном производителе продуктов питания, но и на пищевую и перерабатывающие промышленности ложится серьезная нагрузка по импортозамещению», — сказал Чешинский.
«Наша основная задача и проблема – как можно быстрее нарастить необходимые объемы продовольствия, увеличить ассортимент. Это капиталоемкая задача. И тот объем средств, который сегодня фактически изымаются у пищевой промышленности сетями, он исчисляется сотнями миллиардов. Это очень большие цифры, сопоставимые с антикризисным планом правительства. Только по нашей отрасли — это 50 млрд. рублей, то есть 1/3 всего бюджета Минсельхоза. И у нас, и у молочников, и у мясников собственные инвестиционные ресурсы фактически забираются за счет бек-маржи», — заметил глава Союза пекарей.
«Мы за максимально прозрачные отношения. Пусть сети ставят наценки, какие они считают нужными. Мы хотим, чтобы минимальные инвестиционные ресурсы оставались в отрасли. Сети пусть развиваются, но только не за счет пищевиков, которые работают с минимальной рентабельностью», — заключил Чешинский.
Председатель правления группы компаний «Синергия» Александр Мечетин считает, что у потребителя появился шанс получать товар по адекватным низким ценам. «У нашего потребителя наконец-то появился шанс уйти от концепции «Россия-страна высоких цен», — сказал он. – Не секрет, что поставщики понимают, что им придется платить 20, 30, а то и 40 процентов ретробонусов. В этой связи потребитель не может получить товар по низкой цене».
«Я также хотел бы привлечь внимание к проблеме санкций при нарушении закона о торговой деятельности. Сегодня штрафы скорее провоцируют ритейлы на нарушения. 5 млн рублей штрафа для крупный сетей – ничто, ведь он получает сотни миллионов по каждому договору. Наверное, есть смысл задуматься над более серьезными санкциями, например, над приостановкой торговой деятельности до 30 дней в случае неоднократного нарушения торговой сетью существующего законодательства. Это заставит сети задуматься, а стоит ли навязывать дополнительные услуги поставщикам», — предложил Мечетин.
Что касается переходного периода, то, по его мнению, что через ассоциацию ритейлеров можно уже сейчас начать информировать своих коллег.
«Из практики сети зачастую за 30 дней переходят на фронт-маржу. Можно предложить компромиссный вариант и ограничиться 90 днями», — заметил он.