Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов в ходе выступления от фракции в парламенте обратил внимание депутатов на недопустимое содержание ряда школьных учебников.
«В Министерстве образования и науки я ни разу не слышал такого словосочетания как «содержание образования». Поэтому пришлось самому почитать учебник для 4 класса «Окружающий мир», в котором написано, что государственный флаг России – бело-сине-голубой флаг. Это издание четвертое, дополненное, улучшенное. «Литературное чтение», 2 класс, содержит восемь стихотворений одного автора. Если вы думаете, что его фамилия Пушкин, Лермонтов или Маршак, вы сильно ошибаетесь. Зовут этого автора Овсей Дриз. Восемь его стихотворений в переводе на русский язык. «Литературное чтение», 4 класс, «Прекрасное». Если вы думаете, что прекрасное постигается по Поленову, Васнецову или Куинджи, то вы не правы, потому что прекрасное постигается по «Плачущей женщине» Пикассо, «Крику» Эдварда Мунка и «Дню рождения» Шагала. Что пошло не так c нашим некогда лучшим в мире образованием?», — заявил Никонов.
По его словам, в федеральных образовательных стандартах (ФГОС) вообще не написано: чему и когда учить. При том, что содержание образования определяется программой, реализуемой каждой конкретной школой, на основе примерных основных образовательных программ. «На самом деле ФГОСы начального образования вступили в силу в 2011 году, общего образования вступят в сентябре 2015 года, среднего общего образования — с 2020 года. Примерных основных общеобразовательных программ толком до сих пор нет. Какие-то школы перешли на ФГОСы, какие-то не перешли. Единственные скрепы – учебники, которые писались в рамках неких широких программных областей, порой как душа прикажет или спонсор пожелает», — указал депутат.
«В какой-то линейке учебников по математике теорема дается в 6-ом классе, где-то в 8-ом классе, где-то не дается вообще. Есть 60 учебников русского языка — причем порой разного русского языка. Флаг раскрасился в сине-голубые цвета. Экспертиза учебников по формуле: 3 тысячи учебников за одну неделю. Ученик, переходя из одной школы в другую, попадает на другую линейку и не понимает о чем речь. Где гарантированное Конституцией единое образовательное пространство, и где качество? Я преподаю в МГУ с 1978 года. Раньше мы получали на 1-ом курсе такую продукцию курсовых работ, которые я сейчас получаю, в лучшем случае, на третьем-четвертом. Давно пора поставить лошадь впереди телеги, а еще лучше — заменить их на болид «Формулы-1», — сказал депутат.
Он считает, что согласено алгоритму, который использовался бы в подготовке единых учебников истории, содержание образования должно быть, как и поручил президент РФ, возвращено в федеральные образовательные стандарты. «На их основе настоящими профессионалами должны быть предложены концепции учебников по всем остальным предметам. На основании этих концепций должны быть объявлены конкурсы на лучшие линейки учебников, из которых подлинные профессионалы выбрали бы лучшие учебники. Речь идет не о том, чтобы оставить один учебник по каждому предмету, чем часто упрекают, а в возможности реально прочитать и выбрать лучшие. По истории были отобраны три линейки учебников, по другим предметам их может быть и больше. И никто, конечно, не собирается отменять гимназии, лицеи, углубленное изучение предметов, вводя однообразие. Но должен быть «золотой стандарт» обязательных знаний, подкрепленных ФГОСами», — уверен Никонов.
Он напомнил, что в Госдуму внесен законопроект, посвященный правовому регулированию создания базовых учебников по базовым предметам, поддержанный более чем 60-ю депутатами из всех фракций. «Меня самого далеко не всё устраивает. Предстоит очень большая работа. Но мы точно не имеем с вами права на бездействие. Тот продукт, который мы готовим, готовится долго — 10 лет. Если мы начнем сегодня – то у страны есть шанс хотя бы через 10 лет вернуть нашему образованию тот уровень, который был. А это был уровень лучшего образования на планете Земля!», — заключил депутат.